https://viro35.ru/wp-content/uploads/2025/11/oUA-n0TcVD6GHBvA1FPzIghwjBgBS0HbKS5iiGd6MF34Ot5SFF3rWEEkVWvS1qfazuEIWnnX4vi9ocT92lWVm6NM.jpg В Центре профмастерства педагогов Вологодского института развития образования работали две тематические площадки в рамках Регионального съезда учителей — Автономное образовательное учреждение Вологодской области дополнительного профессионального образования

Автономное образовательное учреждение Вологодской области дополнительного профессионального образования

"Вологодский институт развития образования"

Главная

В Центре профмастерства педагогов Вологодского института развития образования работали две тематические площадки в рамках Регионального съезда учителей

28 ноября в Центре профмастерства педагогов Вологодского института развития образования работали две тематические площадки в рамках Регионального съезда учителей истории, обществознания, литературы и специалистов по воспитанию. Обсуждались стратегии и механизмы патриотического воспитания в образовательном процессе. Модераторами площадки выступили:

Баранов Сергей Юрьевич, доцент кафедры литературы Вологодского государственного университета, к. фил. н., Заслуженный работник высшей школы РФ;

Мовнар Ирина Валентиновна, методист сектора гуманитарного и художественно‑эстетического образования ЦНППМ ВИРО, к. п. н., Заслуженный учитель РФ;

Плюснина Ольга Алексеевна, старший методист сектора гуманитарного и художественно‑эстетического образования ЦНППМ ПР ВИРО.

Тематическая секция: «Стратегии и механизмы патриотического воспитания на уроках гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности»

Ключевые выступления:* «История гимназии № 2 на уроках русского и литературы» (использование рабочих листов для воспитания гимназистов) — Вышинская Н. А., Рождественская И. В., Иванова Ю. Ю., Кирюхина Е. Р. (МОУ «Гимназия № 2» г. Вологды).
* «Проблема патриотического воспитания на уроках литературы» — Катаева И. Н., преподаватель БПОУ ВО «Сокольский педагогический колледж», к. фил. н.
* Мастер‑класс «Толцытеся!» (русский национальный характер и тема праведничества в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник») — Вахрамеев В. В., учитель МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Сокола, Заслуженный учитель РФ.
* «Турнир ораторов как форма патриотического воспитания 10‑классников во внеурочной деятельности» — Рогалева И. Е. (МБОУ ВМО «Майская средняя школа имени А. К. Панкратова»).
* «Приём реконструкции на уроках родной литературы и во внеурочной деятельности» — Туркина Г. Н. (МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31» г. Череповца).
* «Патриотическое воспитание на уроках литературы: диалог учащихся с текстом и его автором в проблемном, дискуссионном ключе» — Попова А. В. (МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 с углублённым изучением английского языка» г. Вологды).
* «Технология проблемно‑диалогического анализа художественного текста при изучении поэмы Н. В. Гоголя „Тарас Бульба“» — Коваль Н. А. (МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 33» г. Череповца).
* «Тема войны в детско‑подростковой литературе» — Шишигина Т. Л., доцент кафедры литературы ВоГУ, к. фил. н.
* Мастер‑класс «Технологии патриотического воспитания обучающихся на уроках изучения былины „Илья Муромец и Соловей‑разбойник“ в 6 классе» — Зырина Е. С. (МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15» г. Череповца).
* «Некоторые аспекты воспитания нравственности на уроках русского языка и литературы» — Дьякова Е. П., Лучкинская И. В. (МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 33» г. Череповца).
* «Цифровой герой: использование нейросетей в проектной деятельности по патриотическому воспитанию» (на примере создания коллекции открыток и 3D‑стикеров женщин‑снайперов Великой Отечественной войны) — Минец Д. В., учитель МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14» г. Череповца, к. фил. н.

Вторая тематическая площадка: «Роль словесной культуры в духовно‑нравственном и патриотическом воспитании обучающихся»Программа включала интерактивную лекцию и панельную дискуссию под модерацией С. Ю. Баранова и И. В. Мовнар.

Основные доклады:* «Вологодская литература в заданиях разных типов по русскому языку в работе с одарёнными детьми» — Жукова Л. Е. (МАОУ «Общеобразовательный лицей „АМТЭК“» г. Череповца).
* «Чувство родины: Литература Вологодского края как источник патриотического воспитания» — Быкова В. Б. (МАОУ «Центр образования № 23 „Созвучие“» г. Вологды).
* «Северная Фиваида — духовное сокровище Русского Севера. Использование регионального компонента при работе с текстами на уроках по формированию функциональной (читательской) грамотности» — Погонщикова В. Н. (МБОУ ВМО «Федотовская средняя школа»).
* «Воспитание словом: публицистика В. И. Белова на уроках русского языка и литературы в старших классах» — Седунова Е. В. (МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Вологды), Заслуженный учитель РФ.
* «Изучение культурного наследия родного края как средство духовно‑нравственного воспитания школьников» — Скороходова Е. Н. (МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14» г. Вологды).
* Мастер‑класс «Вологда глазами современных писателей: произведения С. Востокова и Н. Сучковой на уроках внеклассного чтения» — Чернакова С. А. (БОУ ВО «Вологодский многопрофильный лицей»).
* «Методические приёмы использования регионального компонента на уроках литературы для развития чувства патриотизма у обучающихся» — Новикова И. Н. (БОУ ВО «Нюксенская средняя общеобразовательная школа»).
* «Ценностно‑смысловой потенциал проектной деятельности в духовно‑нравственном воспитании школьников» (на примере областного проекта «Жизнь замечательных людей Вологодской области: культурный след») — Колесникова И. В. (МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16» г. Вологды), методист ЦНППМ ВИРО. Съезд стал площадкой для обмена опытом и обсуждения актуальных методик патриотического и духовно‑нравственного воспитания в современной школе. Участники представили практические наработки, включая использование регионального компонента, цифровых технологий и интерактивных форм работы.Мероприятие подчеркнуло важность интеграции краеведческого материала, классической и современной литературы в образовательный процесс для формирования у обучающихся чувства патриотизма, культурной идентичности и нравственных ориентиров.