Автономное образовательное учреждение Вологодской области дополнительного профессионального образования

"Вологодский институт развития образования"

Главная

Всероссийский конкурс сочинений

Продолжается приём работ на Всероссийский конкурс сочинений

Всероссийский конкурс сочинений направлен на возрождение традиций написания сочинения как самостоятельной творческой работы, в которой отражаются личностные, предметные и метапредметные результаты на разных этапах обучения и воспитания личности.

Конкурс проводится с 2015 года. Его участниками являются обучающиеся государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных организаций, организаций среднего профессионального образования, реализующих программы общего образования Российской Федерации.

Тематические направления конкурса сочинений меняются ежегодно, отражая важные события культуры, науки, общественной жизни в нашей стране и в мире.

Задачи конкурса:

  • создать условия для самореализации обучающихся, повышения их социальной и творческой активности;
  • выявить литературно одаренных обучающихся, стимулировать их к текстотворчеству с целью получения нового личностного опыта;
  • способствовать формированию положительного отношения подрастающего поколения к русскому языку и литературе как важнейшим духовным ценностям, повышению в глазах молодежи престижа грамотного владения русским языком и знания художественной литературы;
  • привлечь внимание общественности к социально значимым проектам в области образования, к пониманию значимости функционально грамотного и творческого владения русским языком;
  • продемонстрировать заинтересованной общественности направления работы, ресурсы и достижения системы образования;
  • получить внешнюю оценку образовательного результата, закрепить в общественном сознании мысль о том, что система образования интегрирована в процесс решения общегосударственных гуманитарных проблем;
  • способствовать решению педагогических задач развития связной письменной речи обучающихся, распространению эффективных педагогических методик и практик в области развития письменной речи обучающихся, в том числе обучения написанию сочинений.

Проведение конкурса регламентируется Положением о Всероссийском конкурсе сочинений. Участие в конкурсе является добровольным.

Всероссийский конкурс сочинений проводится в два этапа: региональный и федеральный. По решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, региональный этап может включать школьный и муниципальный этапы.

На федеральный этап принимается по одному сочинению от каждой возрастной группы обучающихся – победителей регионального этапа. Победителей награждают на торжественной церемонии, которая традиционно проходит в Москве в первых числах ноября.

Тематические направления ВКC

1 «Никто не забыт, ничто не забыто!» (О.Ф.Берггольц): 80-летие Победы в Великой Отечественной войне

2 «Родина наша – колыбель героев» (А.Н. Толстой): юбилей великих русских полководцев – 295 лет со дня рождения А.В. Суворова; 280 лет со дня рождения М.И. Голенищева-Кутузова

3 «Родина бывает разная, но у всех она одна!» (З.Н. Александрова): Россия – многонациональная страна

4 «Дивишься драгоценности нашего языка» (Н.В. Гоголь): 125 лет со дня рождения С.И. Ожегова

5 «Какой чистый и какой русский поэт!» (М. Горький): 130 лет со дня рождения С.А. Есенина

6 «Все мы родом из детства» (Антуан де Сент-Экзюпери): 100-летие Международного детского центра «Артек»; 100-летие со времени основания газеты для детей «Пионерская правда»

7 «Нам песня строить и жить помогает» (В.И. Лебедев-Кумач): 125 лет со дня рождения советского композитора И.О. Дунаевского; 120 лет со дня рождения советского композитора и дирижёра Б.А. Александрова

8 «Величайшее сокровище – хорошая библиотека» (В.Г. Белинский): 230 лет со дня основания Императорской публичной библиотеки – первой общедоступной библиотеки в России

9«Мы умираем, а искусство остается» (А.А. Блок): к юбилеям поэтов / писателей / драматургов

10 «Науки юношей питают» (М.В. Ломоносов): 270 лет Московскому государственному университету им. М.В. Ломоносова

11«Сквозь огонь и стужу мы прошли» (К.М. Симонов): 100-летие ТАСС (Телеграфного агентства Советского Союза)

12 «О спорт, ты мир!»: 45 лет XXII Олимпийским играм в Москве

13 «Спешите делать добро!»: о роли милосердия в современном обществе

14«Ветер дальних странствий»: 255 лет со дня рождения русского мореплавателя И.Ф. Крузенштерна; 325 лет со дня рождения русского полярного исследователя С.И. Челюскина


Жанры конкурсных работ:

Рассказ

— небольшое повествовательное литературное произведение, содержащее развернутое и законченное повествование о каком-либо отдельном событии из жизни героя. Рассказ содержит малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеет одну сюжетную линию.

Сказка

— эпическое произведение, которое рассказывает о вымышленных событиях, персонажах и местах, часто с элементами фольклора, волшебства и фантастики. Сказка обычно содержит моральные уроки, символические образы или аллегории. Главные черты сказки — это наличие волшебства, чудес, героев-помощников или волшебных предметов, а также типичные конфликты между добром и злом.

Письмо

— эпистолярный жанр литературы, художественное или публицистическое произведение подлинного или вымышленного характера. Автор обращается к адресату (как реальному, так и вымышленному) с определенной целью: рассказать о своих мыслях, переживаниях, событиях или просто поделиться информацией. Часто в письмах присутствует индивидуальный стиль автора, его отношение к адресату, использование различных языковых приемов для создания нужной атмосферы.

Дневник

— форма повествования, которое ведется от первого лица (реального или вымышленного). Дневник содержит записи о текущих событиях, представляемых в хронологическом порядке. Этим обусловлена композиция дневника: разбиение текста на части в соответствии с датой произошедшего события. Автор может делиться своими чувствами, анализировать происходящие события, фиксировать важные моменты своей жизни, а также выражать свои мечты и планы. Дневник часто служит не только способом самовыражения, но и инструментом самопознания, помогая автору лучше понять себя и мир вокруг себя.

Заочная экскурсия

— разновидность текста-описания, объектом которого является какая-либо достопримечательность, или разновидность очерка, посвященного какому-либо историко-культурному памятнику, в котором в равных долях присутствуют элементы описания, повествования и рассуждения. В таком сочинении автор должен подробно описать место, его окружение, атмосферу, интересные факты и впечатления от увиденного. Основная цель заочной экскурсии — показать красоту и уникальность места, вызвать у читателя живой интерес и желание посетить это место самостоятельно.

Очерк

— разновидность рассказа, затрагивающего преимущественно социальные проблемы, отличается большей описательностью. Публицистический, в том числе документальный очерк излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого их истолкования автором. В основе очерка, как правило, лежит непосредственное изучение автором своего объекта. Основной признак очерка — писание с натуры.

Репортаж

— жанр журналистики, оперативно сообщающий широкому кругу людей о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является автор. В композиции репортажа можно выделить три части: 1) экспозиция (краткое описание места, времени, участников события); 2) информационный блок (характеристика события, диалоги с участниками, описание деталей, которые, по мнению автора, наиболее точно отражают суть происходящего); 3) заключительная часть (краткая авторская оценка события, которому посвящен репортаж).

Интервью

— жанр публицистики, представляющий собой беседу интервьюера и интервьюируемого, обменивающихся информацией (взглядами, фактами, сведениями мнениями), представляющей интерес для публики.

Эссе

— жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы; прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу. Главную роль в эссе играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций. Выбор темы эссе определяется личным интересом автора.

Рецензия

— критическая статья или заметка, в которой содержится критический разбор произведения — художественного, научного, публицистического характера и т. п., — дающая информацию об этом произведении и его оценку. Рецензия, оценивающая несколько произведений, объединенных по какому-либо признаку, называется обозрением. Предметом рецензии являются информационные явления — книги, брошюры, спектакли, кинофильмы, телепередачи. Суть рецензии — выразить отношение рецензента к исследуемому произведению.

В соответствии с Положением о Всероссийском конкурсе сочинений 2025 года (далее – Положение), утвержденным приказом Минпросвещения России от 26 мая 2025 г. № 405, проводятся региональный и федеральный этапы Конкурса:

региональный этап Конкурса – с 26 мая по 10 октября 2025года

(прием заявок с 26 мая по 30 сентября 2025 года, далее работа жюри и загрузка на сайт работ победителей);

федеральный этап Конкурса – с 13 октября по 28 ноября 2025 года.

Региональный координатор Конкурса:
Плюснина Ольга Алексеевна, старший методист сектора гуманитарного и художественно — эстетического образования Центра непрерывного повышения педагогического мастерства педагогических работников в г. Вологде АОУ ВО ДПО «ВИРО», тел. 8(8172)23-90-82 (доб.109), plyusnina_oa@viro35.ru

 Группа вк https://vk.com/viroruslitregion35,  информация о конкурсе https://vk.com/topic-193626355_53402213

СТАРТОВАЛ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА СОЧИНЕНИЙ ДЛЯ УЧЕНИКОВ 4-11 КЛАССОВ И СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖЕЙ

Дан старт РЕГИОНАЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА СОЧИНЕНИЙ-2024.
Даты проведения конкурса: с 30 мая по 11 октября 2024 года.
Прием заявок с 30 мая по 25 сентября 2024 года.
Цели Конкурса: повышение читательской активности детей и подростков, формирование положительного отношения к русскому языку и литературе как важнейшим духовным ценностям, повышение в глазах молодежи престижа грамотного владения русским языком и знания художественной литературы.

Конкурс проводится среди 5 возрастных групп участников Конкурса:
1-я группа – обучающиеся 4–5 классов;
2-я группа – обучающиеся 6–7 классов;
3-я группа – обучающиеся 8–9 классов;
4-я группа – обучающиеся 10–11 классов;
5-я группа – студенты профессиональных образовательных организаций, обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования.

Тематические направления Конкурса:
1) «Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро» (В.А. Сухомлинский): 2024 – Год семьи.
2) «Дело науки – служить людям» (Л.Н. Толстой): 300 лет Российской академии наук.
3) «Эрмитаж – это страна, где камень говорит» (А.П. Чехов): 260 лет Государственному Эрмитажу в Санкт-Петербурге.
4) «Наша сила в единстве, воинстве, благодушной семейственности, умножающей прирост народа, и в естественном росте нашего внутреннего богатства и миролюбия» (Д.И. Менделеев): 190 лет со дня рождения русского ученого Д.И. Менделеева.
5) «Я благоговею перед Мусоргским, считаю его величайшим русским композитором. Композитор-трибун, композитор-борец, композитор-новатор» (Д.Д. Шостакович): 185 лет со дня рождения русского композитора М.П. Мусоргского.
6) «Я порохом пропахнувшие строки из-под обстрела вынес на руках» (С.С. Орлов): 100 лет со дня рождения писателей-фронтовиков В.О. Богомолова, Ю.В. Бондарева, В.В. Быкова, Б.Л. Васильева.
7) «Это не моя личная слава. Разве я бы мог проникнуть в космос, будучи одиночкой? Это слава нашего народа» (Ю.А. Гагарин): 90 лет со дня рождения советского летчика-космонавта Юрия Гагарина.
8) «Это была воистину выстраданная радость» (Г.К. Жуков): 80-летие полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
9) «Легендарный Севастополь, / Неприступный для врагов, / Севастополь, Севастополь – / Гордость русских моряков» (П.М. Градов): 80 лет со дня освобождения города Севастополя от немецко-фашистских захватчиков.
10) «Масштаб, значимость подвига тыла по сей день трудно осмыслить…» (из выступления В.В. Путина): города трудовой доблести.
11) «Солнце в небе светит мудро, / Молодеет древний край. / От Байкала до Амура / Мы проложим магистраль» (Р. Рождественский): 40 лет со времени открытия Байкало-Амурской магистрали.
12) «У писателя только и есть один учитель: сами читатели» (Н.В. Гоголь): юбилеи российских писателей и поэтов в 2024 году (А.С. Пушкин (225 лет), М.Ю. Лермонтов (210 лет), А.Р. Беляев (140 лет), Е.И. Замятин (140 лет), В.В. Бианки (130 лет), М.М. Зощенко (130 лет), А.П. Гайдар (120 лет), Б.Ш. Окуджава (100 лет), В.П. Астафьев (100 лет), Кир Булычев (90 лет)).
13) «Любите книгу – она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий. Она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человечеству» (М. Горький): юбилеи литературных произведений в 2024 году. 195 лет со времени издания повести А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» (1829 г.); 190 лет со времени выхода сказки П.П. Ершова «Конек-Горбунок» (1834 г.); 190 лет с даты публикации сказки В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке» (1834 г.); 180 лет с даты публикации сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева» (1844 г.); 170 лет с даты публикации повести И.С. Тургенева «Муму» (1854 г.); 155 лет со времени завершения публикации романа «Война и мир» Л.Н. Толстого (1869 г.); 140 лет с даты публикации романа Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна» (1884 г.); 130 лет со времени завершения работы над сказками Редьярда Киплинга «Книга джунглей» (1894 г.); 120 лет со времени публикации лирической комедии «Вишневый сад» А.П. Чехова (1904 г.); 120 лет со времени написания романа Джека Лондона «Морской волк» (1904 г.); 110 лет сборнику А.А. Ахматовой «Четки» (1914 г.); 100 лет со времени публикации сказок В.В. Бианки «Лесные домишки», «Чей нос лучше?», «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?» (1924 г.); 85 лет роману французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери «Планета людей» (1939 г.); 85 лет со времени издания повести Р.И. Фраермана «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» (1939 г.); 85 лет со времени написания сказочной повести «Волшебник Изумрудного города» А.М. Волкова (1939 г.); 80 лет со времени создания Л.А. Кассилем повести «Дорогие мои мальчишки» (1944 г.); 75 лет со времени издания Словаря русского языка С.И. Ожегова (1949 г.); 70 лет со времени написания повести Н.Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» (1954 г.); 65 лет со времени публикации романа Аркадия и Бориса Стругацких «Страна багровых туч» (1959 г.); 65 лет со времени написания «Денискиных рассказов» В.Ю. Драгунского (1959 г.).

Региональный координатор Конкурса: Плюснина Ольга Алексеевна, старший методист сектора гуманитарного и художественно — эстетического образования Центра непрерывного повышения педагогического мастерства педагогических работников в г. Вологде АОУ ВО ДПО «ВИРО», тел. 8(8172)23-90-82 (доб.109), plyusnina_oa@viro35.ru

Положение

Итоги регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений-2023

Всероссийский конкурс сочинений направлен на возрождение традиций написания сочинения как самостоятельной творческой работы, в которой отражаются личностные, предметные и метапредметные результаты на разных этапах обучения и воспитания личности. Конкурс проводится с 2015 года. Его участниками являются обучающиеся государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных организаций, организаций среднего профессионального образования, реализующих программы общего образования Российской Федерации. Тематические направления конкурса сочинений меняются ежегодно, отражая важные события культуры, науки, общественной жизни в нашей стране и в мире.

В 2023 году обучающимся были предложены 11 тематических направлений:
«Как утро нужно считать самой лучшей частью суток, как весна – самое прекрасное время года, так детство – самая яркая пора человеческой жизни» (В.А. Солоухин): 2018–2027 годы – Десятилетие детства в России

  1. «Что может быть честнее и благороднее, как учить других тому, что сам наилучшим образом знаешь…» (Марк Фабий Квинтилиан): 2023 год – Год педагога и наставника
  2. «Сделать как можно более пользы моему Отечеству – вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности» (К.Д. Ушинский): 200 лет со дня рождения К.Д. Ушинского
  3. «Он сердцем помнил: береги // Вот эти мирные границы, – // Не раз, как волны, шли враги, // Чтоб о гранит его разбиться» (Н.С. Тихонов): 80-летие полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
  4. «Победоносная защита Сталинграда является одним из подвигов, о которых история всегда будет рассказывать с величайшим благоговением…» (Томас Манн): 80-летие победы в Сталинградской битве.
  5. «В результате Курской битвы Советские Вооруженные Силы нанесли врагу такое поражение, от которого фашистская Германия уже никогда не смогла оправиться» (А.М. Василевский): 80-летие победы в Курской битве
  6. «Надеюсь на море» (девиз И.Ф. Крузенштерна): 220 лет со дня начала первого русского кругосветного плавания под руководством И.Ф. Крузенштерна.
  7. «Голос совести и вера в будущее не позволяют подлинному писателю прожить на земле, как пустоцвет…» (К.Г. Паустовский): юбилеи российских писателей и поэтов в 2023 году
  8. «Все хорошие книги сходны в одном, – когда вы дочитываете до конца, вам кажется, что все это случилось с вами, и так оно всегда при вас и останется» (Эрнест Хемингуэй): юбилеи литературных произведений в 2023 году
  9. «Культура – это душа нации» (Д.С. Лихачев): 125 лет Государственному Русскому музею
  10. «Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья является, прежде всего, большим делом, имеющим государственное значение (А.С. Макаренко): Концепция государственной семейной политики в России на период до 2025 года

 Конкурс в регионе  проводился с  10 апреля 2023 года (школьные, муниципальные этапы, всего 292 участника). С 15 сентября  на региональный этап  было направлено   96 работ из 15 муниципальных районов и округов,  Вологды, Череповца

         Победители  регионального этапа  конкурса:

— 4-5 классы

Максим Кириченко , обучающийся МАОУ «Центр образования имени И.А.Милютина», г. Череповец;

— 6-7  классы

 Эмилия Коршунова, БОУ ВО «Вологодский многопрофильный лицей», г. Вологда;

— 8-9  классы

 Елизавета Клевцова, МБОУ «Вожегодская средняя школа», Вожегодский муниципальный округ;

— 10-11  классы

 Софья Трусова, МБОУ «Гимназия с углубленным изучением отдельных предметов», Великоустюгский муниципальный округ

— в номинации СПО  победитель не определен в связи с  общим низким уровнем рейтинговых баллов, определенных жюри

Работы победителей  с 9 октября будут участвовать в федеральном этапе Всероссийского конкурса победителей, в начале ноября состоится торжественное награждение победителей конкурса в Москве.

Рейтинговый список

Подведены итоги регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений.

Фотографии церемонии награждения победителей конкурса

На конкурс поступило 99 работ. Региональным жюри определены победители. Это обучающиеся, набравшие не менее 49 баллов за работу по критериям оценивания. Они будут награждены дипломами победителей регионального этапа Конкурса. Участники, набравшие меньшее количество баллов, будут награждены дипломами финалистов регионального этапа Конкурса.

Абсолютными победителями регионального этапа Конкурса стали обучающиеся:

Поникарова Александра Юрьевна, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением английского языка» г.Вологда

Никулина Алена Сергеевна,   МОУ «Средняя общеобразовательная школа №33» г. Вологды        

Сипина Мария Александровна,        БОУ ВО «Вологодский многопрофильный лицей»

Ерошичева Елизавета Юрьевна, МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14» г. Череповца       

Поздравляем финалистов и победителей и размещаем рейтинговый список

Объявлен старт Всероссийского конкурса сочинений для обучающихся общеобразовательных организаций

Учредителем Конкурса является Министерство просвещения Российской Федерации. В соответствии с Положением о Конкурсе  проводятся региональный и федеральный этапы.

Региональный этап Конкурса: с 25 мая по 7 октября 2022 г.

Федеральный этап Конкурса: с 10 октября по 31 октября 2022 года.

Участие в Конкурсе добровольное. Сведения о категории участников и тематических направлениях представлены в Положении о Конкурсе.

Информация о Конкурсе размещена на официальном сайте Конкурса:

https://vks.apkpro.ru/

Контактное лицо: Мовнар Ирина Валентиновна, методист ЦНППМ АОУ ВО ДПО «ВИРО» т. (8172) 23-90-82.

От муниципального района, профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного образования на региональный этап Конкурса принимается по одной работе в каждой номинации и по три работы в каждой номинации от городского округа, а также общеобразовательных организаций, подведомственных Департаменту образования области   до 20 сентября 2022 года.