В соответствии с Положением о Всероссийском конкурсе сочинений 2025 года, утвержденным приказом Минпросвещения России от 26 мая 2025 г. № 405, проводятся региональный и федеральный этапы Конкурса:
— региональный этап Конкурса – с 26 мая по 10 октября 2025года
(прием заявок с 26 мая по 30 сентября 2025 года, далее работа жюри и загрузка на сайт работ победителей);
— федеральный этап Конкурса – с 13 октября по 28 ноября 2025 года.
Региональный координатор Конкурса:
Плюснина Ольга Алексеевна, старший методист сектора гуманитарного и художественно — эстетического образования Центра непрерывного повышения педагогического мастерства педагогических работников в г. Вологде АОУ ВО ДПО «ВИРО», тел. 8(8172)23-90-82 (доб.109), plyusnina_oa@viro35.ru
Группа вк https://vk.com/viroruslitregion35, информация о конкурсе https://vk.com/topic-193626355_53402213
Всероссийский конкурс сочинений направлен на возрождение традиций написания сочинения как самостоятельной творческой работы, в которой отражаются личностные, предметные и метапредметные результаты на разных этапах обучения и воспитания личности.
Конкурс проводится с 2015 года. Его участниками являются обучающиеся государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных организаций, организаций среднего профессионального образования, реализующих программы общего образования Российской Федерации.
Тематические направления конкурса сочинений меняются ежегодно, отражая важные события культуры, науки, общественной жизни в нашей стране и в мире.
Задачи конкурса:
- создать условия для самореализации обучающихся, повышения их социальной и творческой активности;
- выявить литературно одаренных обучающихся, стимулировать их к текстотворчеству с целью получения нового личностного опыта;
- способствовать формированию положительного отношения подрастающего поколения к русскому языку и литературе как важнейшим духовным ценностям, повышению в глазах молодежи престижа грамотного владения русским языком и знания художественной литературы;
- привлечь внимание общественности к социально значимым проектам в области образования, к пониманию значимости функционально грамотного и творческого владения русским языком;
- продемонстрировать заинтересованной общественности направления работы, ресурсы и достижения системы образования;
- получить внешнюю оценку образовательного результата, закрепить в общественном сознании мысль о том, что система образования интегрирована в процесс решения общегосударственных гуманитарных проблем;
- способствовать решению педагогических задач развития связной письменной речи обучающихся, распространению эффективных педагогических методик и практик в области развития письменной речи обучающихся, в том числе обучения написанию сочинений.
Проведение конкурса регламентируется Положением о Всероссийском конкурсе сочинений. Участие в конкурсе является добровольным.
Всероссийский конкурс сочинений проводится в два этапа: региональный и федеральный. По решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, региональный этап может включать школьный и муниципальный этапы.
На федеральный этап принимается по одному сочинению от каждой возрастной группы обучающихся – победителей регионального этапа. Победителей награждают на торжественной церемонии, которая традиционно проходит в Москве в первых числах ноября.
Тематические направления ВКC
1 «Никто не забыт, ничто не забыто!» (О.Ф.Берггольц): 80-летие Победы в Великой Отечественной войне
2 «Родина наша – колыбель героев» (А.Н. Толстой): юбилей великих русских полководцев – 295 лет со дня рождения А.В. Суворова; 280 лет со дня рождения М.И. Голенищева-Кутузова
3 «Родина бывает разная, но у всех она одна!» (З.Н. Александрова): Россия – многонациональная страна
4 «Дивишься драгоценности нашего языка» (Н.В. Гоголь): 125 лет со дня рождения С.И. Ожегова
5 «Какой чистый и какой русский поэт!» (М. Горький): 130 лет со дня рождения С.А. Есенина
6 «Все мы родом из детства» (Антуан де Сент-Экзюпери): 100-летие Международного детского центра «Артек»; 100-летие со времени основания газеты для детей «Пионерская правда»
7 «Нам песня строить и жить помогает» (В.И. Лебедев-Кумач): 125 лет со дня рождения советского композитора И.О. Дунаевского; 120 лет со дня рождения советского композитора и дирижёра Б.А. Александрова
8 «Величайшее сокровище – хорошая библиотека» (В.Г. Белинский): 230 лет со дня основания Императорской публичной библиотеки – первой общедоступной библиотеки в России
9«Мы умираем, а искусство остается» (А.А. Блок): к юбилеям поэтов / писателей / драматургов
10 «Науки юношей питают» (М.В. Ломоносов): 270 лет Московскому государственному университету им. М.В. Ломоносова
11«Сквозь огонь и стужу мы прошли» (К.М. Симонов): 100-летие ТАСС (Телеграфного агентства Советского Союза)
12 «О спорт, ты мир!»: 45 лет XXII Олимпийским играм в Москве
13 «Спешите делать добро!»: о роли милосердия в современном обществе
14«Ветер дальних странствий»: 255 лет со дня рождения русского мореплавателя И.Ф. Крузенштерна; 325 лет со дня рождения русского полярного исследователя С.И. Челюскина
Жанры конкурсных работ:
Рассказ
— небольшое повествовательное литературное произведение, содержащее развернутое и законченное повествование о каком-либо отдельном событии из жизни героя. Рассказ содержит малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеет одну сюжетную линию.
Сказка
— эпическое произведение, которое рассказывает о вымышленных событиях, персонажах и местах, часто с элементами фольклора, волшебства и фантастики. Сказка обычно содержит моральные уроки, символические образы или аллегории. Главные черты сказки — это наличие волшебства, чудес, героев-помощников или волшебных предметов, а также типичные конфликты между добром и злом.
Письмо
— эпистолярный жанр литературы, художественное или публицистическое произведение подлинного или вымышленного характера. Автор обращается к адресату (как реальному, так и вымышленному) с определенной целью: рассказать о своих мыслях, переживаниях, событиях или просто поделиться информацией. Часто в письмах присутствует индивидуальный стиль автора, его отношение к адресату, использование различных языковых приемов для создания нужной атмосферы.
Дневник
— форма повествования, которое ведется от первого лица (реального или вымышленного). Дневник содержит записи о текущих событиях, представляемых в хронологическом порядке. Этим обусловлена композиция дневника: разбиение текста на части в соответствии с датой произошедшего события. Автор может делиться своими чувствами, анализировать происходящие события, фиксировать важные моменты своей жизни, а также выражать свои мечты и планы. Дневник часто служит не только способом самовыражения, но и инструментом самопознания, помогая автору лучше понять себя и мир вокруг себя.
Заочная экскурсия
— разновидность текста-описания, объектом которого является какая-либо достопримечательность, или разновидность очерка, посвященного какому-либо историко-культурному памятнику, в котором в равных долях присутствуют элементы описания, повествования и рассуждения. В таком сочинении автор должен подробно описать место, его окружение, атмосферу, интересные факты и впечатления от увиденного. Основная цель заочной экскурсии — показать красоту и уникальность места, вызвать у читателя живой интерес и желание посетить это место самостоятельно.
Очерк
— разновидность рассказа, затрагивающего преимущественно социальные проблемы, отличается большей описательностью. Публицистический, в том числе документальный очерк излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого их истолкования автором. В основе очерка, как правило, лежит непосредственное изучение автором своего объекта. Основной признак очерка — писание с натуры.
Репортаж
— жанр журналистики, оперативно сообщающий широкому кругу людей о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является автор. В композиции репортажа можно выделить три части: 1) экспозиция (краткое описание места, времени, участников события); 2) информационный блок (характеристика события, диалоги с участниками, описание деталей, которые, по мнению автора, наиболее точно отражают суть происходящего); 3) заключительная часть (краткая авторская оценка события, которому посвящен репортаж).
Интервью
— жанр публицистики, представляющий собой беседу интервьюера и интервьюируемого, обменивающихся информацией (взглядами, фактами, сведениями мнениями), представляющей интерес для публики.
Эссе
— жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы; прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу. Главную роль в эссе играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций. Выбор темы эссе определяется личным интересом автора.
Рецензия
— критическая статья или заметка, в которой содержится критический разбор произведения — художественного, научного, публицистического характера и т. п., — дающая информацию об этом произведении и его оценку. Рецензия, оценивающая несколько произведений, объединенных по какому-либо признаку, называется обозрением. Предметом рецензии являются информационные явления — книги, брошюры, спектакли, кинофильмы, телепередачи. Суть рецензии — выразить отношение рецензента к исследуемому произведению.