Итоги Межрегионального конкурса методических разработок педагогов по функциональной грамотности
В ноябре – декабре 2024г. прошел Межрегиональный конкурс методических разработок педагогов по функциональной грамотности.
Конкурс был направлен на выявление лучших практик образовательных организаций Вологодской области и других регионов Российской Федерации по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся.
На конкурс поступило 320 методических разработок по номинациям:
- читательская грамотность — 127 работ
- математическая грамотность — 57 работ
- естественнонаучная грамотность — 55 работ
- финансовая грамотность — 51 работа
- креативное мышление — 18 работ
- глобальные компетенции — 9 работ
Результаты межрегионального конкурса методических разработок педагогов по функциональной грамотности размещены на официальном сайте Вологодского института развития образования https://viro35.ru/?p=22951 и в группе ВИРО в сети ВКонтакте https://vk.com/public179852417?w=wall-179852417_15283
Дипломы победителей и призёров и сертификаты участников в электронном виде будут направлены до 30 декабря 2024 года.
По всем вопросам можно обращаться на электронный адрес ЦНППМ ПР в городе Вологде
—mpvo@viro35.ru, к Тесаловской Марине Николаевне, директору Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в городе Вологде АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования».
Приглашаем на курсы по программе «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся с применением технологии ТРИЗ»
О проведении обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся с применением технологии ТРИЗ»
В период с 9 по 20 декабря 2024 года на базе АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования» организованы курсы повышения квалификации по ДПП ПК «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся с применением технологии ТРИЗ».
Курсы повышения квалификации рассчитаны на 42 часа и будут проходить в очно-дистанционном формате. Категории слушателей,для которых данное обучение актуально —учителя общеобразовательных организаций, реализующие программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, преподаватели учебных предметов среднего профессионального образования.
Цель реализации программы – совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в сфере формирования и оценки функциональной грамотности (далее — ФГ) обучающихся с применением технологии ТРИЗ.
Программа носит практикоориентированный характер и включает большой методических материалов для самостоятельного изучения и практической работы. Программа курсов охватывает два актуальных на сегодняшний день вопроса: функциональная грамотность обучающихся, ее сущность, особенности формирования, оценка сформированности и теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), как инновационная технология способствующая развитию и формированию функциональной грамотности обучающихся.
В рамках курсов своим практическим опытом и знаниями поделится Халвицкая Ольга Леонидовна, заместитель директора по УВР МОУ «Средняя общеобразовательная школа №13 имени А.А. Завитухина», прошла профессиональное обучение технологиям ТРИЗ, организованной Международным институтом развития РТИЗ (МИР ТРИЗ) совместно с Международной ассоциацией ТРИЗ (MATRIZ Official), и имеет сертификаты I степени «Триз в образовании» и «Специалист ТРИЗ».
Приглашаем пройти обучение по ДПП ПК «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся с применением технологии ТРИЗ».По вопросам обучения по данной программе можно обращаться к Омельченко Ларисе Игоревне, методисту учебного отела АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования»по телефону 8(8172)75-30-23 (доб. 318) или E-mail:omelchenko_li@viro35.ru
27 ноября 2024 года сотрудники кафедры педагогики АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования» Игнатьева Анна Сергеевна, заведующий кафедры и Катышева Татьяна Евгеньевна, методист кафедры приняли участие во II Межрегиональном фестивале практик формирования функциональной грамотности, организованный Ярославским государственным педагогическим университетом им. К.Д. Ушинского.
Миссия Фестиваля – содействие распространению опыта и совершенствованию деятельности по формированию функциональной грамотности обучающихся в образовательных организациях основного и дополнительного образования.
В мероприятии приняли участие научно-методические центры сопровождения педагогических работников, педагогические вузы-партнеры, региональные институты развития образования, ЦНППМ, образовательные организации, входящие в состав учебно-педагогического округа ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, профессиональные сообщества.
Фестиваль проходил 25-29 ноября 2024 года в свободном формате «нестандартных» идей и решений по четырем трекам: «Наука-науке», «Наука-практике», «Наука-школьникам и студентам», «Практик-практику».
На фестиваль были представлены инновационные практики, новые дидактические решения и методические инициативы по видам грамотности: читательская грамотность, математическая грамотность, естественно-научная грамотность.
Также по проектной деятельности, глобальным компетенциям, креативному мышлению, финансовой, правовой, информационной грамотностям.
Программа и презентация выступления располагаются ниже.
Вся информация о Фестивале представлена на сайте Фестиваля https://newyspu.ru/region_festival_functional_literacy/, в группе ВК https://vk.com/nmc_yspu и ТГ https://t.me/nmc_yspu, где можно получать актуальную информацию о Фестивале и деятельности научно-методического центра сопровождения педагогических работников «Центра трансфера образовательных технологий «Новая дидактика».
Межрегиональный конкурс методических разработок педагогов по функциональной грамотности
С 28 октября 2024 года по 09 декабря 2024 года АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования» проводит Межрегиональный конкурс методических разработок педагогов по функциональной грамотности в целях выявления лучших практик образовательных организаций Вологодской области и других регионов Российской Федерации по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся.
Категория участников конкурса: педагогические работники общеобразовательных организаций общего образования (учителя, воспитатели, педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, классные руководители, директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, воспитатели групп продленного дня, педагоги-библиотекари/библиотекари), педагогические работники дополнительного образования.
Конкурс проводится в заочной форме.
Срок подачи заявок и представления методических разработок – с 28 октября 2024 года по 21 ноября 2024 года;
экспертиза материалов, поступивших на конкурс, – с 22 ноября 2024 года по 5 декабря 2024 года;
подведение итогов экспертными комиссиями – до 06 декабря 2024 года.
Итоги конкурса публикуются на официальном сайте АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования» до 09 декабря 2024 года.
Для участия в конкурсе направляются одним письмом на электронный адрес mpvo@viro35.ru с указанием темы письма «Конкурс_ФГ»:
— заявка на участие в конкурсе (по форме согласно Приложению 1 к настоящему Положению);
— согласия на обработку персональных данных участников конкурса (от каждого отдельно) по форме согласно Приложению 2 к настоящему Положению (сканированный документ);
— согласие на использование представленных материалов (по форме согласно Приложению 3 к настоящему Положению) (сканированный документ);
СЕМИНАР «ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»
24 октября на вебинарной площадке ВИРО лицей АМТЭК провел семинар «Опыт организации работы по формированию функциональной грамотности в общеобразовательной организации».В семинаре-практикуме приняли участие 89 педагогов и руководителей общеобразовательных организаций области из 23 муниципальных образований.
В ходе мероприятия региональная инновационная площадка МАОУ «Общеобразовательный лицей «АМТЭК» представила опыт создания условий формирования в общеобразовательной организации воспитательной среды, способствующей развитию функциональной грамотности обучающихся.
Заместитель директора по воспитательной работе МАОУ «Общеобразовательный лицей «АМТЭК» Клюквина Елена Брониславовна рассказала об опыте формирования содержания воспитательной работы общеобразовательного учреждения, направленного на развитие функциональной грамотности обучающихся. Воспитательная работа представлена как эффективный ресурс развития креативного мышления и глобальных компетенций обучающихся, а также создания ситуаций необходимых для практического применения знаний, полученных в рамках учебных предметов и внеурочной деятельности.
С записью мероприятия можно ознакомитьсяпо ссылке
14 октября 2024 года методистами АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования» посредством телемоста проведена консультация для специалистов органов МСУ муниципальных районов/округов, городских округов области, муниципальных координаторов, осуществляющих деятельность в сфере образования по формированию функциональной грамотности с целью методического сопровождения организации и проведения мониторингового исследования (далее-исследования) по функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной) в 8-9 классах общеобразовательных организаций Вологодской области.
В мероприятии приняли участие более 20 представителей муниципальных команд: координаторов и специалистов муниципальных управлений образования, ответственных за формирование и развитие функциональной грамотности в муниципальных районах/округах, городских округах Вологодской области.
В рамках консультации сообщалось, что в соответствии с пунктом 3.1.2. Плана мероприятий Вологодской области по формированию и оценке функциональной грамотности на 2024 — 2025 учебный год, утвержденного Приказом Департамента образования Вологодской области от 02.09.2024 года №1505, в общеобразовательных организациях Вологодской области с 14 октября по 21 декабря 2024 года проводится региональное исследование состояния функциональной грамотности 100% обучающихся 8-9 классов за исключением детей с ОВЗ. Организационно-методическое сопровождение исследования осуществляет АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования».
Обучающимся 8-9 классов общеобразовательных организаций Вологодской области необходимо выполнить установленные диагностические работы в 3 этапа в рамках курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни». Диагностическим инструментом выступают диагностические работы электронного банка заданий для оценки сформированности функциональной грамотности на образовательной платформе «Российская электронная школа» https://fg.resh.edu.ru/
В рамках мероприятия были раскрыты темы организации и проведения исследования, даны разъяснения по оформлению, обработке и предоставлению полученных данных организаторам, даны ответы на возникшие вопросы. Материалы консультации прилагаются.
Консультация 14.10.2024 г._О проведении мониторинга по ФГ в 8-9 классах
10 октября региональной инновационной площадкой МАОУ «Общеобразовательный лицей «АМТЭК» проведен семинар «Практические подходы к формированию функциональной грамотности учащихся».
В ходе мероприятия представлена эффективная система мер по формированию среды общеобразовательных организаций, способствующей развитию функциональной грамотности. В семинаре-практикуме приняли участие 50 учителей и руководителей общеобразовательных организаций области из 11 муниципальных образований.
В ходе семинара были рассмотрены вопросы организации и содержания работы по формированию функциональной грамотности в рамках изучения учебных предметов, внеурочной и воспитательной деятельности.
Программа мероприятия включала мастер-класс, открытые уроки и внеурочные занятия с целью наглядной демонстрации эффективного практического опыта работы общеобразовательной организации.
26 сентября 2024 года состоялся установочный семинар «Об организация работы по формированию функциональной грамотности обучающихся в 2024-2025 учебном году для муниципальных координаторов и членов муниципальных команд по формированию функциональной грамотности» для специалистов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов, муниципальных и городских округов, специалистов, координирующих методическую работу, руководящих работников общеобразовательных организаций области.
В рамках программы семинара был рассмотрен План мероприятий Вологодской области по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций на 2024 — 2025 учебный год.
Определены основные направления работы, освещены ключевые мероприятия по формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся на региональном уровне, которые могут стать основой при планировании деятельности специалистами муниципальных органов управления образования, руководителями и членами муниципальных команд по формированию функциональной грамотности, а так же общеобразовательными организациями.
Формирование ФГ обуч-ся в 2024-25 уч.г.
28 августа 2024 года состоялся семинар-совещание «Управленческая среда» для специалистов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов, муниципальных и городских округов, специалистов, координирующих методическую работу, руководящих работников общеобразовательных организаций области.
В рамках программы семинара был рассмотрен проект Плана мероприятий Вологодской области по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций на 2024 — 2025 учебный год. Определены основные направления и мероприятия проекта Регионального плана мероприятий Вологодской области.
23 августа 2024 года состоялось заседание регионального учебно-методического объединения по общему образованию (далее — РУМО) под председательством ректора Ирины Макарьиной. В повестке заседания был рассмотрен вопрос «Чек-лист самооценки вовлеченности муниципальных образований в работу по формированию функциональной грамотности».
Чек-лист предлагался как инструмент контроля и оценки реализуемых в муниципальном образовании мероприятий, обеспечивающих повышение уровня функциональной грамотности обучающихся (материалы прилагаются).
В муниципальные образования по результатам заседания направлен Чек-лист самооценки вовлеченности муниципальных образований в работу по формированию функциональной грамотности для использования при планировании, контроле и оценке мероприятий, реализуемых в муниципальном образовании для повышения уровня функциональной грамотности обучающихся https://viro35.ru/?page_id=2265
28 июня 2024 года состоялось совместное заседание Координационного совета по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Вологодской области и регионального учебно-методического объединения по общему образованию (далее — РУМО) под председательством ректора Ирины Макарьиной.
В повестку заседания были включены и рассмотрены вопросы об общих итогах исследований функциональной грамотности обучающихся 4 и 5-9 классов общеобразовательных организаций Вологодской области (по видам), а так же вопросы об исполнении регионального плана мероприятий Вологодской области по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся за 2023-2024 учебный год и задачах на 2024-2025 учебный год (материалы прилагаются).
По результатам заседания в муниципальные образования для использования в работе направлена Информационно-аналитическая справка по результатам проведения регионального мониторингового исследования по оценке сформированности функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов общеобразовательных организаций Вологодской области в 2023 — 2024 учебном году https://viro35.ru/?page_id=2319
21 июня 2024 года состоялось заседание Ученого совета Вологодского института развития образования под председательством ректора Ирины Макарьиной. В рамках Ученого совета Анна Игнатьева, заведующий кафедрой педагогики ВИРО, рассказала членам совета об итогах регионального исследования состояния функциональной грамотности у обучающихся 5-9 классов общеобразовательных организаций региона (см. Приложение).
Сетевое педагогическое сообщество приглашает Вас принять участие в мероприятиях Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования НИУ ВШЭ.
Участники вебинаров, прошедшие регистрацию, смогут получить подтверждение в виде электронного сертификата.
В программе запланированы следующие мероприятия:
9 апреля в 15.00
Вебинар: «Как обезопасить себя от социальной инженерии? Чем она опасна и почему эффективна?»
Спикер: Сёмов Максим Александрович,Председатель комитета Ассоциации российских банков по повышению уровня финансовой грамотности, руководитель направления УМБП, Азиатско-тихоокеанской банк. Принять участие в вебинаре можно по ссылке или нажав кнопку ниже.
16 апреля в 14.00
Вебинар: «Краевой семейный финансовый фестиваль: лучшие практики».
Спикер: Красноусов Сергей Дмитриевич, Заведующий сектором «Красноярский региональный методический центр».
Принять участие в вебинаре можно по ссылке или нажав кнопку ниже.
17 апреля в 15.00
Вебинар: «Поле чудес: как не стать жертвой псевдо-инвестиционных проектов».
Спикер: Арзамаскин Алексей Николаевич, главный юрисконсульт Юридического управления ГУ Банка России по Центральному федеральному округу.
Принять участие в вебинаре можно по ссылке или нажав кнопку ниже.
Программа вебинаров по финансовой грамотности
1 апреля стартуют Региональные заочные педагогические чтения по функциональной грамотности
В период с 1 апреля 2024 года по 8 мая 2024 года АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования» проводит региональные заочные педагогические чтения по функциональной грамотности в рамках мероприятий Паспорта научно-методического проекта «Единое образовательное пространство» Методическое обеспечение введения и реализации обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО и ФООП в общеобразовательных организациях Вологодской области, утвержденного приказом АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования» № 275-о от 22.12.2023 года.
Цель Педагогических чтений: выявление, обобщение и диссеминация лучшего педагогического опыта по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся.
Участниками Педагогических чтений могут быть руководящие и педагогические работники образовательных организаций (общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций) Вологодской области и других регионов РФ.
Первый этап — прием заявок и техническая экспертиза материалов осуществляется в срок с 1 апреля по 19 апреля 2024 года включительно.
Принимаются статьи и методические разработки (индивидуальные и коллективные работы (не более 3 авторов)).
Просим проинформировать педагогических работников подведомственных образовательных организаций о возможности участия в Педагогических чтениях.
Положение о Педагогических чтениях
Семинар-практикум для педагогов-библиотекарей школ по читательской грамотности
16 февраля на базе АОУ ВО ДПО «Вологодского института развития образования» прошел семинар — практикум «Формирование функциональной грамотности на базе школьной библиотеки (информационно-библиотечного центра)». В мероприятии приняли участие 62 библиотекаря и педагога — библиотекаря общеобразовательных организаций.
В ходе семинара были рассмотрены следующие вопросы: состояние сформированности читательской грамотности обучающихся 5-9 классовв общеобразовательных организациях Вологодской области на начало 2023 — 2024 уч. г. по результатам самодиагностики в марте-апреле 2023 года, значение и место функциональной грамотности в условиях обновления образовательных стандартов, содержание понятий «функциональная» и «читательская» грамотность, характеристики и типология заданий, обеспечивающих формирование функциональной грамотности. В ходе семинара были рассмотрены вопросы организации и проведения работы и даны рекомендации по выстраиванию системы мероприятий по формированию и развитию функциональной грамотности на базе школьной библиотеки (информационно-библиотечного центра).
ПРЕЗЕНТАЦИИ семинара-практикума иссылка на видео семинара
В командном полиатлоне по функциональной грамотности приняли участие школьники 7-8 классов
Сегодня 27 команд (162 ученика 7 и 8 классов) из муниципальных районов Вологодской области, областных образовательных организаций приняли участие в командном полиатлоне по функциональной грамотности, который проводился в Вологодской области уже второй год. В ходе полиатлона школьники онлайн проходили маршрут на площадке Российской электронной школы по 3 станциям, каждая из которых позволила им проявить себя в области финансовой грамотности, глобальных компетенций и креативного мышления.
Все 27 команд успешно справились с заданиями. Победителями командного полиатлона стали команды Череповецкого муниципального района и Никольского муниципального округа, набравшие по 24 балла каждая – 1 место;
БОУ ВО «Вологодская кадетская школа-интернат имени Белозерского полка», набравшие 22 балла – 2 место;
Сокольского муниципального округа, набравшая 21 балл – 3 место.
Все участники команд будут награждены дипломами 1, 2, 3 степени соответственно.
Информация о результатах всех команд, участвовавших в полиатлоне, будет направлена муниципальным координаторам мероприятия.
Муниципальный округ/район | Станция 1 (глоб. комп.) | Станция 2 (фин. грам.) | Станция 3 (креат. мыш.) | Всего | Место |
Никольский муниципальный округ | 7 | 6 | 11 | 24 | 1 |
Череповецкий муниципальный район | 9 | 6 | 9 | 24 | 1 |
ВР БОУ ВО «Вологодская кадетская школа-интернат им. Белозерского полка» | 9 | 6 | 7 | 22 | 2 |
Сокольский муниципальный округ | 9 | 6 | 6 | 21 | 3 |
Письмо 24-о от 25.01.2024 О проведении полиатлона по функциональной грамотности
Приказ Об итогах командного полиатлона по ФГ 29-о от 31.01.2024
Заседание Координационного совета по оценке и формированию функциональной грамотности обучающихся Вологодской области 06.09.2023 г.
6 сентября состоялось заседание Координационного совета по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Вологодской области.
В Заседании приняли участие 14 членов(74%) от численного состава Координационного совета и 55 представителей муниципальных команд и команд образовательных учреждений, занимающихся вопросами формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся:руководители и специалисты органов местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования муниципальных районов/округов и городских округов, руководители общеобразовательных организаций, в том числе подведомственных Департаменту образования области, руководители профессиональных образовательных организаций из 18 муниципальных районов/округов и 2 городских округов.
В рамках Заседания были рассмотрены следующие вопросы:
1. Результаты регионального мониторингового исследования состояния функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов общеобразовательных организаций Вологодской области.
2. Исполнение плана мероприятий (Дорожной карты) Вологодской области по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся на 2022 – 2023 учебный год.
3. Проект регионального плана мероприятий Вологодской области по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций в 2023-2024 учебном году.
Материалы Заседания Координационного совета прилагаются:
Установочный вебинар «Об организации работы по формированию функциональной грамотности обучающихся в 2023-2024 учебном году»
10 октября на базе ВИРО состоялся установочный вебинар «Об организации работы по формированию функциональной грамотности обучающихся в 2023-2024 учебном году».
В мероприятии приняли участие 85 муниципальных координаторов и членов муниципальных команд по формированию функциональной грамотности.
В ходе вебинара участники познакомились с комплексом мероприятий Приказа Департамента образования области №1811 от 25.09.2023 года «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности, на 2023-2024 учебный год» (далее — Региональный план работы). Исходя из Регионального плана работы, были намечены ключевые направления деятельности муниципальных команд по формированию функциональной грамотности, определены основные задачи, рассмотрена система планируемых мероприятий на 2023-2024 учебный год по формированию функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных учреждений Вологодской области, даны рекомендации по разработке муниципальных планов работы по данному направлению.
Материалы вебинара прилагаются. С записью мероприятия можно познакомиться по ссылке:https://vk.com/video-179852417_456240143?list=ln-z7jwpUGVY1zifwAYMs
Опыт включения вопросов формирования функциональной грамотности в практику работы школы представили педагоги вологодского лицея №32
6 апреля в вологодском лицее №32 состоялся обучающий семинар-практикум «Функциональная грамотность – залог успешной личности XXI века». Формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из приоритетных задач нацпроекта «Образование». Мероприятие организовано Вологодским институтом развития образования совместно с региональной инновационной площадки МОУ «Лицей № 32» города Вологды.
На семинаре обобщен опыт работы лицея в рамках регионального инновационного проекта по теме «Механизмы становления и развития функциональной грамотности обучающихся на основе обновленного научно-методического и технологического сопровождения».
В обучающем семинаре приняли участие 34 человека — руководители и педагоги образовательных организаций из 14 муниципальных образований Вологодской области.
В рамках обучающего семинара педагогическим коллективом лицея был представлен обобщенный опыт включения вопросов формирования функциональной грамотности в практику работы образовательного учреждения. В ходе мероприятия были рассмотрены вопросы планирования и организации работы в общеобразовательной организации по основным направлениям формирования функциональной грамотности, представлены результаты инновационной деятельности и перспективы её продолжения. Педагогами лицея проведены мастер-классы и открытые уроки с целью наглядной демонстрации опыта. Методические материалы, разработанные в рамках деятельности региональной инновационной площадки, размещены на сайте лицея.
Материалы семинара-практикума:
Презентация Глобальные компетенции
16 марта на базе Вологодского института развития образования прошел обучающий вебинар «Формирование функциональной грамотности на базе школьной библиотеки (информационно-библиотечного центра)». В мероприятии приняли участие 57 библиотекарей и педагогов- библиотекарей общеобразовательных организаций. В ходе вебинара были рассмотрены задачи формирования функциональной грамотности в условиях обновления образовательных стандартов, содержание понятий «функциональная» и «читательская» грамотность, типология заданий, обеспечивающая формирование функциональной грамотности. На онлайн-встрече были рассмотрены вопросы организации и проведения работы и даны рекомендации по выстраиванию системы мероприятий по формированию и развитию функциональной грамотности на базе школьной библиотеки (информационно-библиотечного центра).
15 марта — к вебинару по организации самодиагностики по функциональной грамотности
О проведении самодиагностики функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов
15 марта 2023 года на базе АОУ ВО ДПО «Вологодского института развития образования» прошел установочный вебинар «О проведении регионального мониторингового исследования по оценке функциональной грамотности с использованием диагностических работ, разработанных ФГБНУ «ИСРО РАО»».
В мероприятии приняли участие 152 участника: руководители и педагоги общеобразовательных организаций, члены муниципальных команд по формированию функциональной грамотности, представители администрации муниципальных управлений образований.
В ходе вебинара были рассмотрены вопросы организации и проведения
регионального мониторингового исследования (самодиагностики) по оценке функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов на основе использования электронного банка заданий для оценки сформированности функциональной грамотности на портале «Российская электронная школа» https://fg.resh.edu.ru/ , даны ответы на вопросы, возникшие по его проведению, представлена ПРЕЗЕНТАЦИЯ по использованию ресурсов РЭШ при проведении самодиагностики.
2 марта 2023 года на базе региональной инновационной площадки МАОУ «Общеобразовательный лицей «АМТЭК» прошел обучающий семинар (семинар-практикум) «Читательская грамотность как основа формирования функциональной грамотности обучающихся образовательной организации» на основе опыта работы педагогов данного образовательного учреждения.
В мероприятии приняли участие 31 представитель администрации и педагогического коллектива образовательных организаций области 12 муниципальных образований.
В ходе семинара были рассмотрены вопросы организации и содержания работы по формированию функциональной грамотности в рамках учебных предметов с педагогами и обучающими, проведены мастер-классы, уроки с целью наглядной демонстрации опыта.
27 сентября в соответствии с Планом мероприятий Вологодской области по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся на 2022 — 2023 учебный год, утвержденному приказом Департамента образования области от 30.08.2022 года № 2294 состоялся установочный семинар «Содержание и организация работы по формированию функциональной грамотности обучающихся в 2022-2023 учебном году». Установочный семинар проводился кафедрой педагогики АОУ ВО ДПО «ВИРО», в его работе приняли участие члены муниципальных команд по формированию функциональной грамотности обучающихся. Видеозапись семинара и материалы к нему прилагаются.
Подведены итоги регионального конкурса методических разработок педагогов по функциональной грамотности
Состоялся региональный конкурс методических разработок педагогов по функциональной грамотности. Он проводился в соответствии с Положением о региональном конкурсе методических разработок педагогов по функциональной грамотности, утвержденным приказом АОУ ВО ДПО «ВИРО» № 116-О от 19.04.2022.
Всего на конкурс поступило 43 методических разработки от 48 участников. Все поступившие работы соответствуют конкурсным требованиям.
По результатам оценки конкурсных работ были определены победители конкурса (см. ПРИЛОЖЕНИЕ).
Спасибо всем за участие, за проявленные творчество и внимание к проблемам формирования функциональной грамотности!
Приказ 174-о-от-29.06.2022-1.pdf
7 апреля состоялось заседание координационного совета по формированию функциональной грамотности: https://vk.com/video-179852417_456239329?list=ln-ixAXDQAXUrQxxKjLZK
17 марта состоялся вебинар «Разбор заданий для оценки глобальных компетенций». Ссылка: https://youtu.be/_S76DWoR9bs
4 марта состоялся вебинар «Разбор заданий для оценки креативного мышления»для учителей — предметников общеобразовательных организаций. В рамках вебинара были рассмотрены примеры заданий, направленные на формирование у обучающихся 5-9 классов креативного мышления как ключевого компонента функциональной грамотности. Ведущий вебинара — Крылова Татьяна Александровна, доцент кафедры педагогики АОУ ВО ДПО «ВИРО», к.психол.н.
Ссылка на видео вебинара https://youtu.be/ddEnyGeLNo0